Пятница, Июль 20, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Серьезно — о детских играх

Серьезно — о детских играх

«Тяжелое детство, деревянные игрушки…» – эту фразу принято произносить как шутливое оправдание скверного поведения наших ближних. Однако в ней есть доля справедливости: игрушки действительно могут сыграть свою роль в развитии как интеллекта ребенка, так и будущей личности в целом. О том, с чем именно стоит играть ребенку и какую роль в этом могут сыграть самые близкие люди, шла речь в ходе Фестиваля естественного родительства, состоявшегося в Абакане в начале августа.

Время игр

Игрушки — один из древнейших атрибутов человечества. Другое дело, что до недавнего времени набор их у каждого ребенка был невелик, да и делать их порой предполагалось самим детям. Таковы, к примеру, соломенные куклы, появившиеся практически одновременно с развитием земледелия. Или игрушечные копья-луки, традиционно считавшиеся частью мальчишеской забавы. При всей их неказистости и недолговечности, игрушки древности решали множество важных задач: помогали детям познакомиться со свойствами материала, научиться обращаться с инструментами, развить глазомер и обрести базовые навыки по обращению с оружием. Словом, с их помощью создавалась база для выживания в непростых условиях древнего мира.

Комфортная жизнь современности избавила нас от многих проблем, однако роль игрушек существенно не изменилась — они так же должны помочь ребенку обрести необходимые навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Особенно это важно в раннем возрасте, так что во время фестиваля особое внимание уделялось вопросам полезных игр для детей в возрасте от одного года. Таких, кто уже начинает орудовать предметами, изучая окружающий мир, но малоспособен к сложным действиям.

Надо сказать, что задача не такая простая, как может показаться. Условно говоря, взрослые и дети живут с разной скоростью: за один астрономический день ребенок переживает примерно столько, сколько взрослый человек — за месяц. В годовалом возрасте малыш усиленно познает мир, для него в новинку абсолютно все окружающее, и его сознание впитывает такую массу информации, которую не в силах усвоить взрослый разум. Ну а в жизни мы видим, как еще толком не вставший на ноги малыш ползет от одной игрушке к другой, попутно развязав шнурки у папиных ботинок, собрав пыль в углу, шуганув кота и проделав еще десяток неуловимых манипуляций. Взрослые за это время успевают в лучшем случае обменяться парой реплик. Чем же занять карапуза так, чтобы он проводил время с пользой?

Как играть

– Не существует универсального способа, который подходил бы абсолютно всем детям, – уверена педагог, специалист по интеллектуальному развитию дошкольников Елена Федорова, – мы можем говорить лишь о тех игрушках или методах, которые применимы в большинстве случаев. Потому что может оказаться, что именно для вашего ребенка требуется что-то иное.

Собравшиеся на фестивале мамы подтверждают эту мысль: у каждой уже есть собственный рецепт для развлечения малыша. В списках игр тех, кто недавно отпраздновал первый год своей жизни, значится песок, лепка из детского пластилина, пупсы и… кухонная утварь. Причем в последнем случае речь идет об обычных кастрюлях-сковородках, с которыми малышам нравиться возиться. Этот перечень на первый взгляд кажется скудным: ну о каких кастрюлях может идти речь при современном разнообразии ассортимента магазинов игрушек? Однако именно их избыток является недостатком современного общества. Родителям свойственно стремиться к тому, чтобы дать своему чаду все самое лучшее.

Да и элемент состязательства между родителями не стоит исключать: «Как, знакомые своему купили третий конструктор, а у нас только два! Срочно в магазин!». Однако гонка за количеством вещей обычно приводит к обескураживающему результату.

Многим родителям знакома проблема хранилища детских сокровищ. Ребенок опрокидывает на пол свою коробку с игрушками, несколько минут занимается ими, а потом отвлекается на что-то другое. И не потому, что он не ваше чадо, а подменившее его порождение хаоса, хотя с точки зрения взрослого человека такое поведение сложно трактовать иначе. На самом деле все просто: в силу особенностей возраста для ребенка самая интересная игрушка — та, что находится в коробке. То есть невидимая для него. Как только благодаря перевороту вместилища цель достигнута — малыш теряет интерес к содержимому. После чего в комнату заходит мама, и начинается неприятный для обоих процесс уборки. Тут уже неважно, ругают ли родители ребенка за беспорядок или призывают исправить учиненное безобразие вместе. Главное, что игрушки в обоих случаях уходят на второй план. Вообще-то, неважно, чем была изначально наполнена коробка. Особенности восприятия в раннем возрасте таковы, что ребенку одинаково интересен яркий камень и новая интерактивная игра. Другое дело, что пользу от игры малыш получает благодаря творческому подходу взрослых.

Например, абаканские мамы делились друг с другом рецептами использования банальных разборных пирамидок — тех самых, которые были в детстве у каждого. Оказывается, у этой конструкции есть масса вариантов применения. Наиболее очевидный – обучающая головоломка: от малыша требуется собрать ее в нужном порядке. Но не стоит забывать, что каждая секция окрашена. Это значит, что пирамидка может стать и пособием по изучению цвета. А еще — секции обычно круглые. То есть, можно устроить соревнование — какая дальше укатится, заодно выступая пособием по изучению колеса. И так далее, одна пирамидка может стать предметом для десятков игр.

Примечательно, что примерно такова же ситуация и с печатной продукцией. Книги появляются в жизни современного малыша очень рано. Как правило, это специальные издания с очень толстыми страницами, заполненными тематическими картинками. Их польза не подвергается сомнению, однако чувство меры стоит соблюдать и в этом случае.

– На виду у ребенка не должно быть много книг. Конечно, семейная библиотека может быть сколько угодно богатой, и чем раньше мы начинаем ее собирать, тем лучше. Но при этом старайтесь не выставлять перед ребенком все, что у вас имеется, даже если речь идет о подходящих по возрасту книгах. От трех до пяти штук — оптимальное число, которого достаточно в течение дня. Потом их можно поменять на другие, убрав надоевшие, а через некоторое время — вернуть. Такая ротация позволяет привлекать внимание ребенка, – считает Елена Федорова.

При этом мамам не стоит расстраиваться, если им не удается почитать ребенку книги в «классическом стиле». То есть усадив его на колени так, чтобы малыш от нескольких минут до получаса внимал маминой речи. Годовалый возраст — не время для воплощения подобной мечты. Скорее всего, придется ограничиться перелистыванием книг и разглядыванием картинок с непременными мамиными комментариями. При этом важно следовать за ребенком: если малыш успеет устать, стоит переключиться на другое занятие.

Бесполезные игрушки

Существует и своего рода антирейтинг детских игрушек. Правда, включенные в этот список предметы не стоит воспринимать как запретные. Скорее, речь идет о том, что они не приносят существенной пользы для развития малыша именно в возрасте одного-двух лет.
К таким можно отнести всех говорящих кукол. Конечно, некоторые из них вещают по делу, например проговаривая название частей тела. Но то же самое может проделать и мама, причем с большим эффектом, поскольку в этот момент она напрямую общается с ребенком.

Не стоит родителям и торопиться с приобретением говорящих азбук. Обучающий эффект подобных устройств, тем более в раннем возрасте, как минимум спорный. Зато их стоимость довольно высока.

Еще одна разновидность бесполезных игрушек — это гигантские плюшевые мишки-зайцы. Такие обычно дарят очарованные их великолепием родственники или друзья родителей. Однако дети, как правило, игнорируют мягкие игрушки, которые в несколько раз превышают их в размерах. Лишь иногда будущие мужчины могут использовать такой подарок как борцовский манекен, но большую часть времени игрушка лишь занимает место в небольших городских квартирах.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *