Среда, Июль 26, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Жителям Абакана назвали подводные камни доставки и возврата покупок

Жителям Абакана назвали подводные камни доставки и возврата покупок

Сегодня стоимость доставки чего угодно, хоть крошечного свертка, хоть увесистого шкафа, ощутимо ударяет по съежившимся от кризиса семейным бюджетам. Собираясь делать крупные покупки, абаканцы первым делом ищут предложения с бесплатной доставкой на дом. Они находятся не всегда. А если отыскиваются, то не все осведомлены об их вероятных подводных камнях. Как и об особенностях организации перевозки товара в случае его возврата. Типичные вопросы, поступающие в редакцию «Абакана» и Управление Роспотребнадзора по РХ, — тому подтверждение. Ответить на них мы попросили начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Веру УРМАЦКИХ.

Крупные покупки бесплатно доставлять не обязаны

«Я — пенсионерка. Лишних денег, как и личного транспорта, у меня не имеется. Собираюсь покупать стиральную машинку. Честно говоря, во многом себе отказывала и считала каждую копейку, чтобы накопить на нее. Так как приходится экономить каждый рубль, хочу поинтересоваться перед выбором столь большой покупки: за ее доставку до моего дома и до квартиры (на четвертом этаже) придется платить мне или крупные покупки должны бесплатно доставляться силами магазина?

Увы, сама я занести машинку не в состоянии, и даже доставить ее по коммерческим расценкам для меня накладно. Узнавала по объявлению, сколько фирмы берут за перевозку крупных вещей и услуги грузчиков, и поразилась драконовским условиям. Мне сказали, что, даже если перевозка займет 15 минут, оплачивать транспорт все равно придется как будто нанимал ее на час. Может быть, хотя бы магазины заботятся о нас, покупателях?»

Галина Никитина

Бесплатная доставка крупногабаритных и тяжелых покупок не вменяется в обязанность магазинам действующими законами. При отсутствии ДОБРОВОЛЬНОГО публичного предложения (т. н. публичной оферты) торговой точки о продаже товара с безвозмездной доставкой покупателю последняя осуществляется за счет сделавшего приобретение гражданина (п. 1 ст. 499 ГК РФ). Однако, Правила продажи отдельных видов товаров (п. 22) позволяют ему рассчитывать на бесплатную погрузку крупногабаритного товара в транспорт.

Для привлечения покупателей, особенно в сложные кризисные времена, многие магазины добровольно предоставляют потребителям услугу бесплатной доставки объемных и увесистых товаров. Однако у таких предложений могут быть свои подводные камни. Например, безвозмездно покупки нередко доставляют только до подъезда, а не до двери квартиры и не до нужной комнаты, как может предполагать счастливый покупатель.

Его могут либо попросить раскошелиться за подъем покупки на нужный этаж и занесение приобретения в квартиру, либо оставить один на один с каким-нибудь неподъемным товаром (вроде стиральной машины) возле дома.

Поэтому настоятельно советую уточнять все детали обещанной бесплатной доставки заранее, до совершения покупки, чтобы они не стали для вас неприятным сюрпризом!

Дефектные увесистые покупки: нюансы возврата, обмена, ремонта

«Не так давно купила большой холодильник (он еще на гарантии). Спустя неделю он начал барахлить. Позвонила в магазин. Там сказали: «Привозите, посмотрим, разберемся, отправим в ремонт». Дескать, с транспортом у них сейчас какие-то проблемы и будет лучше, если я сама его привезу. А мне не на чем! Просить родственников неудобно (летом у всех дачные хлопоты и другие дела), а нанимать посторонних – дорого. Хочу выяснить: кто по закону обязан доставлять бракованные покупки продавцу? Если это — обязанность магазина, то как заставить ее выполнить?»

Ольга ГУЩИНА

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатков позволяет на ваше усмотрение не только соразмерно уменьшить покупную цену, но и заменить его, потребовать безвозмездного устранения недостатков или вернуть покупку в магазин, а себе – потраченную на нее сумму. Не все потребители в курсе, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются СИЛАМИ И ЗА СЧЕТ ПРОДАВЦА (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). При этом, Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает предельное расстояние для такой доставки.

Если после устного обращения с продавцом возникли разногласия по вопросам возврата товаров, подготовьте в адрес руководства торговой точки письменную претензию, в которой опишите ситуацию, выдвиньте свое требование относительно проблемного товара (из приведенных выше вариантов) и потребуйте организовать доставку неисправного холодильника в магазин силами его работников. На рассмотрение претензии (второй экземпляр которой остается у вас с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) отводится 10 дней. Если ответ вас не устроит или его не последует — дальше остается отстаивать свои права в суде.

В случае, если продавец не спешит выполнить обязанность по доставке неисправного холодильника или увиливает от нее, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя, доставка и (или) возврат товаров могут осуществляться потребителем. Однако позже обязанная это сделать по закону сторона возмещает понесенные расходы. Подразумевается, что потребитель собирает подтверждающие их документы. В случае разногласий спор решается в судебном порядке.

Но помните, что обязанность возместить потребителю расходы по доставке крупной и тяжелой покупки возникает только в случае продажи товара с дефектами. Если продавцу удастся доказать вину потребителя в возникновении недостатков приобретения, он вправе отказать потребителю в возмещении расходов по доставке товара.

Интернет-покупки: вернуть нельзя оставить

«Наша семья привыкла одеваться в интернет-магазинах. Но если до кризиса неподошедшие вещи мы просто дарили родственникам или продавали подешевке через объявления, то сейчас не можем себе позволить такой роскоши. Делать приобретения стараемся на российских торговых площадках, чтобы наше законодательство защитило нас в случае проблем. Особое беспокойство вызывают доставка и возврат товара. На какие законы можно опираться, если в их процессе что-то пошло не так? За чей счет осуществляется возврат и какой срок на это отводится?»

Марина ТОКАРЕВА

– В случае продажи покупателю товара по образцам или дистанционно (например, через Интернет-магазины), обязанность по доставке таких покупок лежит на продавце, если публичным договором не предусмотрено условие о самовывозе (п. 3 ст. 497 ГК РФ, ст. 19 и 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Обычно доставка осуществляется почтой или курьерскими службами.

Помимо упомянутых законов совершение покупок в виртуальном пространстве регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Правительством РФ (далее – Правила). Ознакомиться с ними, как и с Законом РФ «О защите прав потребителей», можно в свободном доступе: и в обычных библиотеках, и в Интернете.

Советую еще до оформления покупки внимательно изучить условия ее доставки и возврата в конкретном магазине. Для многих решающим фактором становится бесплатная доставка. Не открою секрета, если скажу, что в подобных случаях стоимость доставки обычно включается в цену товара. Работать себе в убыток продавцы не будут!

Выбор качественного товара на торговых интернет-площадках затруднен, так как вещи находятся на расстоянии и вы не можете их пощупать и тщательно осмотреть со всех сторон. Одежду невозможно примерить, поэтому сложно понять, насколько она вам идет. Выбор осуществляется только по фотографиям, описанию и отзывам, а они не всегда отражают нужную вам информацию. Еще одна распространенная проблема: нередко покупателям ошибочно присылают вещи не того цвета и размера, что они заказывали.

Уважающие себя интернет-магазины предусматривают для покупателей возможность отправить обратно за счет фирмы дефектный или не подошедший по размеру, цвету или фасону товар обратно. Однако, согласно Правилам, «возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара». Отсутствие у покупателя подтверждающих покупку документов, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара.

Ими могут быть свидетельские показания или сохранившаяся в компьютере переписка с интернет-магазином по поводу заказа. Но в этом случае возврат усложнится и затянется. Возможно, его придется осуществлять через суд. Поэтому советую сохранять сопроводительные документы на покупки!

Важные нюансы, касающиеся сроков возврата неподошедших приобретений, отражены в Правилах: «Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара». Помните, что «при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования».

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *