Воскресенье, Январь 21, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Журнал > Статьи > Путь в три с половиной десятилетия

Путь в три с половиной десятилетия

…Успех пока, возможно, скромный.

Но все-таки, друзья успех:

Троллейбус рейс свершает пробный.

Он обгоняет вся и всех!

Л. Вишняков

В эти предновогодние дни готовится к празднованию своего 35-летнего юбилея троллейбусное управление Абакана. Непростой путь прошло предприятие от строительства и формирования новых маршрутов, до дней, когда можно с большой долей уверенностью сказать, что предприятие состоялось как востребованный и экологически чистый общественный транспорт столицы республики.

В далеком уже, 1980 году, когда строились троллейбусные пути, совершались технические рейсы, отрабатывались маршруты будущих линий, формировались штаты самого управления, торжественные минуты государственной сдачи первой очереди пришлись на 31 декабря, в последние часы уходящего года. И сегодня старожилы Абакана хорошо помнят тот день, когда по Щетинкина до ЗАГСа и обратно двигались праздничные троллейбусы. Пусть это стало возможным только во второй половине дня, да и то, не до позднего вечера, но нужно сказать, что проехаться по городу в этот день на новеньких, пахнущих еще заводской краской электрических машинах удалось немалому количеству абаканцев.

Минуло уже три с половиной десятилетия с тех памятных дней. Но не перестают удивляться горожане, гости Абакана, глядя на проезжающие красочно оформленные троллейбусы по улицам. К прежним машинам прибавляются новые, более современные, которые позволяют пассажирам чувствовать себя в салоне комфортнее. Эти же троллейбусы позволяют пользоваться общественным транспортом и людям с ограниченными возможностями.

– Я сама начинала свою работу водителем троллейбуса в 1985-м, – начинает наш разговор инженер по безопасности троллейбусного управления Надежда Аблаева, – молоденькой тогда приехала с Киева. Очень хотела водить троллейбус, отучилась, работала семь лет на маршруте №3. Интересно очень было, а наставником у меня был Юрий Николаевич Дергунов, он многому меня тогда научил, одним словом – мастер, он и сейчас работает в нашем управлении. А сегодняшние мои задачи укладываются в вопросы безопасности движения на линии. Радует то, что на нашем предприятии увеличивается подвижной состав, появились современные низкопольные машины, что делает возможным более безопасно чувствовать себя нашим пассажирам. В канун же приближающегося юбилея хочу пожелать своим коллегам по работе безаварийной работы, слаженности в коллективе, с предприятиями, сотрудничающими с троллейбусным управлением.

Проходя по территории троллейбусного депо можно видеть уже наряженную ёлку в окружении неизменного Деда Мороза и Снегурочки. Сразу видно, что подготовка к своему юбилею, совпадающего с новогодними праздниками здесь уже началась. Порадовала чистота и порядок, которые царили на территории, если бы не проезжающие мимо троллейбусы можно было подумать, что здесь не транспортное предприятие, а какое-то учреждение. В помещениях управления обращаешь внимание на зелень комнатных растений, чистоту и порядок в комнатах, оборудованных под бытовые нужды работающих здесь людей. Невольно подумалось, что такая обстановка видимо создает и надлежащее отношение к труду.

В сердце депо – центральной диспетчерской, наполненной светом царила рабочая обстановка, водители получали путевые листы на маршруты, здесь же решали вопросы инструктажа, графика работы на линии. Встретила меня здесь любезно хозяйка диспетчерской, ветеран троллейбусного управления Лидия Николаевна Кузнецова. На мой вопрос о первом торжественном пуске троллейбуса 31-го декабря 1980 года, она охотно поделилась со мной своими воспоминаниями:

– Сам факт приближающегося Нового года уже создавал праздник для нас. А проезд первых пассажиров в тот день было вообще запоминающимся событием… Хоть и троллейбусы еще загоняли в депо тракторной сцепкой, это было большим событием для нас, ведь мы и приехали в Абакан для этого. А по большому счету только в наступившем году стало возможно построить график движения единственного тогда маршрута… Вот так и работаю в центральной диспетчерской уже 35 лет, а кажется, что пуск первых троллейбусов был только вчера.

Три с половиной десятилетия назад из Костромы были приглашены для освоения электрических маршрутов молодые специалисты, которые оставив родные края приехали в Абакан. Кузнецов Валерий Леонидович работал все эти годы водителем троллейбуса, мастером-перегонщиком депо, он и сегодня охотно подменяет водителей, Лидия Николаевна Кузнецова продолжает работать диспетчером троллейбусного управления. На абаканской земле сложились судьба, профессионализм и уважение сослуживцев к замечательной семье троллейбусников Кузнецовых, их общий трудовой стаж в троллейбусном управлении составил более шестидесяти лет. Здесь, в Абакане сложилась их жизнь, здесь выросли их дети.

Не менее романтической оказалась судьба костромчан-земляков, супружеской пары Ложкиных – Анатоля Яковлевича и Галины Владимировны. Они вместе также по приглашению приехали в далекий Абакан, чтобы работать и передавать свой опыт молодым работникам новых троллейбусных линий. С 1980 года работал водителем троллейбуса Анатолий Яковлевич, Галина Владимировна же работала в центральной диспетчерской. Нужно сказать, что сибирский город стал и для этой семьи их второй родиной.

Проходя мимо многочисленных опор троллейбусных линий невольно вспомнились встречи с ветераном инженером-строителем предприятия Натальей Иннокентьевной Певзнер, которая делилась своими воспоминаниями, что на протяжении всего строительства и пуска троллейбусных путей своими ногами она прошла от одной опоры контактной сети к другой сотни километров по будущим маршрутам абаканских троллейбусов. И сегодня Наталья Иннокентьевна, находясь на заслуженном отдыхе подает хороший пример ветеранам троллейбусного управления в создании летописи родного предприятия. Уверен, что благодаря ее инициативе троллейбусники напишут свою историю…

Накануне запуска первого троллейбусного маршрута из города Барнаула приехал работать Чернов Алексей Яковлевич, который и состоялся, прикипел к троллейбусному предприятию. Алексей Яковлевич осваивал новые троллейбусные маршруты, для десятков молодых водителей он стал наставником, который щедро делился своим опытом и навыками. Почти десятилетие опытнейший водитель работал на различных маршрутах города, а с 1989 года до ухода на пенсию в 2013 году Чернов А.Я. работал начальником службы эксплуатации, показывая еще и организаторские способности работы в своем трудовом коллективе.

– В сложных экономических условиях, в условиях сбережения электроэнергии, – начинает рассказывать на мой вопрос о преобразованиях текущего года главный инженер предприятия Андрей Юрьевич Карасев, – при более качественном обслуживании пассажиров, мы сделали немало. Удалось воплотить в реальность возможность учета электроэнергии по реальному потреблению на тяговых подстанциях, при этом почасовой учет позволили современные приборы учета. Смогли выделить в отдельную графу пики нагрузок только в пиковые часы, которые помогают учитывать реальное потребление электроэнергии… Сами машины с новыми синхронными двигателями, помимо качества перевозок позволяют сэкономить 30-40% электроэнергии. Большая работа была проведена по учету теплосбережения на предприятии, перевели освещение депо и помещения на энергосберегающее освещение, установили видеонаблюдение на территории. Значимое удалось сделать в этом году, уверен, что и в будущем свои задачи выполним успешно.

Более трех десятилетий добросовестно проработали в троллейбусном управлении водители, мастера-перегонщики депо Смоляков Сергей Васильевич, Лупачев Дмитрий Дмитриевич, Дергунов Юрий Николаевич. Эти водители стали примером верности своей профессии, высокого мастерства и добросовестного отношения к своему делу. Более двух десятилетий проработали водителями электрических машин Чакилева Галина Борисовна, Шевченко Сергей Иванович, Бадьин Владимир Федорович. Немалые городские маршруты отработали они за рулем троллейбуса, тысячам пассажиров общественного транспорта они создавали комфортные условия на маршрутах.

Было непростое время запуска новых маршрутов Абаканского троллейбусного управления, формирования прогрессивных экономических условий работы электрического общественного транспорта в городе пришлись на годы работы в качестве директора предприятия Диженина Бориса Григорьевича. Необходимо отметить высокий профессионализм, талант организатора, которые позволили Борису Григорьевичу в течении восемнадцати лет руководить троллейбусным управлением. Немалый авторитет, высокие человеческие качества позволяли ему крепко сформировать крупное предприятие, которое добилось стабильных результатов в своей работе. В течении еще десяти лет Диженин Борис Григорьевич работал в троллейбусном управлении в качестве главного инженера, где и на этом посту мастерски справлялся со своими обязанностями. И сегодня ветераны, работники троллейбусного управления добрым словом вспоминают годы работы с Борисом Григорьевичем.

– У нашего предприятия большие задачи, – делится своими планами на будущее заместитель директора по экономическим вопросам Александр Сергеевич Дорохов, – которые необходимо воплотить в реальность. Сегодня для этого у троллейбусного управления есть потенциал… Конечно приходиться учитывать и экономические возможности потребителей наших услуг. Тем не менее мы очень оптимистично подходим к нашему юбилею, у нас прекрасная команда, у нас работают высококвалифицированные кадры.

Тридцать четыре года проработал на предприятии электро-газосварщик Самусенко Анатолий Адамович. Нетрудно представить, что без этого мастера не могли обойтись многие ремонтные и восстановительные работы, которые давали вторую жизнь транспорту. Высокое мастерство Анатолия Адамовича являлось хорошим примером для молодых специалистов, отношению к свое профессии, к своему делу…

В дни, когда троллейбусное управление отмечает свой 35-летний юбилей невозможно не сказать о трудовой преемственности на предприятии. Продолжают заложенные традиции водителей прошлого троллейбусники: Ягузинская Диана, Рехлова Екатерина, Путинцева Наталья, Новожилова Ольга, Демидович Наталья, Дергант Эдуард, Данюк Татьяна.

– Три новые машины пополнили наш парк в этом году, – отвечает на мой вопрос о главных успехах троллейбусного управления в уходящем году директор предприятия Виктор Васильевич Сметанин, – удалось обновить троллейбусы в целом, доведя их до 22 машин, при этом еще в резерве находятся четыре, для бесперебойного обслуживания на маршрутах наших пассажиров. Благодаря Администрации и Управлению коммунального хозяйства и транспорта города Абакана удалось приобрести современные вологодские троллейбусы. Возможно до конца года мы сможем получить еще один троллейбус, который находиться в стадии изготовления на заводе. Мы смогли заменить 70% кровли на депо, что позволило сохранять троллейбусный парк в надлежащих условиях. Сбережение электрических и тепловых ресурсов стало главной задачей нашего предприятия, создание социальных условий для полноценной работы улучшает настрой для качественных отношений к производству. Всего не перечесть, но мы стремимся к тому, чтобы наше предприятие соответствовало всем нормам успешной деятельности… Главными же достижениями года уходящего и приближающегося юбилея я уверенно могу назвать то, что удалось сформировать высокопрофессиональную команду управленцев, водителей, кондукторов, слесарей, электриков, которым любая производственная задача будет по плечу.

Уже возвращаясь в редакцию на территории депо я приостановился у отдельно стоящего, бережно сохраняемого троллейбуса, того первого, который тридцать пять лет назад был наполнен первыми пассажирами Абакана. У дирекции троллейбусного управления для ветерана-троллейбуса задумана особая задача, особая миссия, о которой мы с вами узнаем позже…

А в юбилейные дни на линии города Абакана будут курсировать 16 красиво оформленных троллейбусов по шести маршрутам, которые так полюбили горожане и гости нашего города. 112 километров соединят путь длинною в три с половиной десятилетия. Путь строительства, путь становления, путь перспектив…

Юрий КУДРЯШОВ,

Фото автора и Надежды Аблаевой

01(1-2). Инструктаж водителям троллейбусов перед выходом на маршрут – основа безопасности движения.

  1. Планирование работы с инженерно-техническими сотрудниками троллейбусного управления проводит директор Сметанин В.В. (в центре)
  2. Главный координатор маршрутов – диспетчер, ветеран производства Кузнецова Л.Н.
  3. Водитель-перегонщик, ветеран производства Мансуров Н.С.
  4. Легко управляет троллейбусом водитель III класса Наталья Саргова
  5. Три десятилетия управляет троллейбусом водитель I класса Генералов Сергей Михайлович
  6. Новое пополнение предприятия – комфортабельные вологодские низкопольные троллейбусы
  7. Директор троллейбусного управления Виктор Васильевич Сметанин
  8. Инженер по безопасности движения Надежда Валерьевна Аблаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *